Тормоза колодочные типов ТКГ, ТКТГ, ТКТ, ТКП, ТКМП, ТКДМ
Колодочные тормоза предназначены для остановки и удержания валов механизмов подъемно-транспортного, металлургического, дорожно-строительного, складского и другого оборудования в заторможенном состоянии при неработающем электродвигателе.
СТРУКТУРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТКХ-Х-(1)-Х2:
- ТК - тормоз колодочный;
-
Х - вид привода: Т - с электромагнитным приводом переменного тока;
- МП, П - с электромагнитным приводом постоянного тока;
- ДМ - с длинноходовым магнитом постоянного тока;
- Г, ТГ - с электрогидравлическим приводом;
- Х - диаметр тормозного шкива, мм;
- 1 - порядковый номер модификации;
-
Х2 - климатическое исполнение (У, УХЛ, Т) и категория размещения по ГОСТ 15150 69.
УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рабочая среда нерадиоактивная, пожаро- и взрывобезопасная. Содержание паров кислот и щелочей в допустимых пределах. При установке на механизмах, работающих на открытом воздухе, тормоза защищают кожухом от попадания атмосферных осадков и действия солнечной радиации.
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.
Тормоза типа ТКГ и ТКТГ с электрогидравлическими толкателями эксплуатируются в механизмах всех групп режима с климатическим исполнением, рекомендуемым для северных, умеренных, и тропических районов, что связано с особенностью отрицательного воздействия резких колебаний температуры на трансформаторное масло, используемое в электрогидротолкателях. Для механизмов передвижения и поворота кранов рекомендуются тормоза ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, которые обеспечивают более плавное торможение, в особенности для кранов, работающих на открытом воздухе.
Тормоза, комплектуемые электромагнитами, используются при различных перепадах температуры, при этом тормоза типа:
-
ТКДМ устанавливают на металлургическом оборудовании, работающем в горячих цехах.
-
ТКП эксплуатируются в механизмах всех групп режима при резких перепадах температуры окружающей среды.
-
ТКТ рекомендуется применять в механизмах с группой режима не выше 4М.
-
ТКМП используют для металлургического оборудования в горячих цехах в механизмах групп режима 5М и 6М.
Колодочные тормоза соответствуют техническим условиям:
- ТКТ и ТКП - ТУ 3178-003-11523712-94;
-
ТКГ-160; 200; 300 и ТКГ-160(200)-1 - ТУ 3178-004-11523712-94;
- ТКГ-400; 500 и ТКТГ - ТУ 3178-005-11523712-94;
- ТКМП и ТКДМ - ТУ 3178-009-11523712-96.
Нормативно-технический документ (ТУ)
- ТУ 3178-003-11523712-94;
- ТУ 3178-004-11523712-94;
- ТУ 3178-005-11523712-94;
- ТУ 3178-009-11523712-96
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Основные технические данные колодочных тормозов с электромагнитными приводами представлены в табл. 1 с электрогидротолкателями - в табл. 3. В связи с использованием в тормозах типа ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1 новой модификации
электрогидротолкателя ТЭ-30 РД со встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, в таблицу 2 введены дополнительные параметры, касающиеся тормозов только этих типоисполнений.
Таблица 1
Типоразмер тормоза |
Диаметр шкива, мм |
Тип электромагнита |
Род тока |
Рабочее напряжение, В |
Максимальный тормозной момент, Н·м |
Масса, кг, не более |
ПВ=25% |
ПВ=40% |
ПВ=100% |
ТКТ-100 |
100 |
МО-100 |
Переменный |
110; 220 |
– |
20 |
10 |
12 |
ТКТ-200/100 |
200 |
39 |
22 |
25 |
ТКТ-200 |
МО-200 |
157 |
78 |
36 |
ТКТ-300/200 |
300 |
235 |
118 |
70 |
ТКП-100 |
100 |
МПТ-108, МП-101 |
Постоянный |
110; 220 |
20 |
16 |
8 |
16 |
ТКП-200/100 |
200 |
39 |
31 |
16 |
30 |
ТКП-200 |
МПТ-212,
МП-201
|
157 |
123 |
53 |
37 |
ТКП-300/200 |
300 |
235 |
186 |
78 |
75 |
ТКП-300 |
МП-301,
МПТ-317
|
490 |
412 |
167 |
90 |
ТКМП-400 |
400 |
Электромагнит постоянного тока |
110; (220; 440)* |
1400 |
1100 |
530 |
196 |
ТКМП-500 |
500 |
2400 |
1700 |
820 |
305 |
ТКМП-600 |
600 |
4800 |
3400 |
1500 |
460 |
ТКДМ-400 |
400 |
МПТ-500 |
110; 220 |
1500 |
– |
– |
195 |
ТКДМ-500 |
500 |
2500 |
305 |
ТКДМ-600 |
600 |
6000 |
480 |
*
Пояснения, касающиеся только тормозов типа ТКМП-400 (500; 600), см. табл. 2
|
Таблица 2
Тип тормоза |
Напряжение постоянного тока, В |
Режим работы (ПВ), % |
Добавочное сопротивление, Ом |
Ток добавочного сопротивления, А |
Тип ящика резистора |
Каталожный номер ящика резистора |
ТКМП-400
(ТКП-400)
|
110
110
220
220
220
|
40
100
25
40
100 |
6
20
20,7
30
60 |
4,6
3
6
4,6
3 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.36 |
ТКМП-500
(ТКП-500)
|
110
110
220
220
220 |
40
100
25
40
100 |
5
18
17,6
30
55 |
5
3,2
7
5
3,2 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01
ИРАК 434.331.003.01
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.30 |
ТКМП-600
(ТКП-600)
|
110
110
220
220
220 |
40
100
25
40
100 |
4
14
13,6
20,2
40,5 |
7
4,5
9
7
4,5 |
БК12У2 |
ИРАК 434.331.003.01
ИРАК 434.331.003.30
ИРАК 434.331.003.36
ИРАК 434.331.003.30 |
Гарантийный срок эксплуатации тормозов:
- ТКМП и ТКДМ - 1 год со дня отгрузки потребителю;
-
ТКТ, ТКП, ТКГ, ТКТГ - 1,5 года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 2 лет со дня отгрузки потребителю.
Катушки тормозов этого типа имеют единственное исполнение (110В, ПВ=25%). Для других режимов и напряжений последовательно с катушкой включаются резисторы, являющиеся принадлежностью оборудования, в котором используются тормоза.
Таблица 3
Наименование параметра |
Значение параметра для типоисполнений тормозов электрогидротолкателями
|
ТКГ-160 |
ТКГ-200 |
ТКГ-160-1 |
ТКГ-200-1 |
ТКГ-300 |
ТКГ-400 |
ТКГ-500 |
ТКТГ-600 |
ТКТГ-700 |
ТКТГ-800 |
Диаметр тормозного шкива, мм |
160 |
200 |
160 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
Расчетный тормозной момент, Н·м |
100 |
300 |
100 |
300 |
800 |
1500 |
2500 |
5000 |
8000 |
12 500
|
Род тока |
Переменный, частотой 50 Гц |
Напряжение, В |
220/380 |
Потребляемая мощность, В·А |
160 |
160 |
200 |
240 |
350 |
Номинальное усилие на штоке толкателя, Н, не менее |
300 |
300 |
500 |
800 |
2000 |
Ход штока толкателя, мм, не менее |
32 (50) |
50 |
65 |
80 |
60 |
90 |
140 |
Время наложения колодок, с, не более |
0,2 |
2 |
0,35 |
0,4 |
1 |
1,5 |
2,4 |
Масса тормоза, кг, не более |
21,5 |
30 |
21,5 |
30 |
55 |
95 |
150 |
210 |
319 |
400 |
Тип толкателя |
ТЭ-30 |
ТЭ-30 РД |
ТЭ-50 |
ТЭ-80 |
ТЭ-200 |
Диапазон регулирования полного времени опускания штока, с |
– |
2–8 |
– |
Усилие демпфирующей пружины (регулируемое), Н |
80–200 |
Максимальный ход регулирования демпфирующей пружины, мм |
22,5 |
Конструкционно Колодочные тормоза имеют пружинное замыкание, автоматически размыкаются при включении привода и устанавливаются, как правило, на быстроходных валах механизмов, оборудованных тормозными шкивами. Изменяя установочную длину пружины, можно изменять тормозной момент.
Особенностями тормозов являются:
- гарантированная взаимозаменяемость;
-
высокий тормозной момент, независящий от направления вращения и обеспечиваемый оптимальной геометрией рычажного механизма;
- простота регулировки;
- возможность замены тормозной колодки без разборки тормоза.
Тормоз с электромагнитным приводом состоит из следующих основных частей: электромагнита и механической части. При выключенном электромагните под действием сжатой главной пружины рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива.
При включении электромагнита его якорь, прижимаясь к сердечнику,перемещает конец штока, который сжимает главную пружину. Рычаги,освободившись от действия пружины, расходятся, растормаживая шкив. Габаритные и присоединительные размеры тормозов ТКТ, ТКП приведены на рис. 1 3; типов ТКМП на рис. 4; ТКДМ на рис. 5.
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКТ с электромагнитами переменного тока серии МО: L- размер при возможном крайнем положении якоря
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного тормоза, типа ТКП с электромагнитами постоянного тока серии МП: Т - размер для снятия кожуха
Общий вид, габаритные и установочные размеры колодочного
тормоза, типа ТКП с электромагнитами постоянного тока серии МПТ
Рис. 4
Рис. 5
Тормоз с электрогидротолкателем состоит из следующих основных частей: электрогидравлического толкателя и механической части.
Принцип работы тормозов такого типа следующий: при выключенном электрогидравлическом толкателе под действием сжатых пружин, рычаги прижимают колодки к поверхности тормозного шкива; шток электрогидравлического толкателя при этом находится в нижнем положении; при включении электрогидравлического толкателя его поршень выдвигает вверх шток, который разжимает пружины; рычаги, освободившись от действия пружин, расходятся, растормаживая шкив.
В тормозах новой модификации типов ТКГ-160-1 и ТКГ-200-1, за счет использования электрогидравлического толкателя ТЭ-30 РД со
встроенным обратным клапаном и демпфирующим устройством, осуществляется плавное увеличение тормозного момента М от
(0,2 0,8)М 3[0] в регулируемом диапазоне времени от 2 до 8 с. Использование указанных тормозов в механизме передвижения и поворота
кранов в обычном технологическом режиме позволяет осуществлять их регулировку на расчетный тормозной момент с обеспечением торможения крана без толчков, резких замедлений и срыва ходовых колес, что повышает надежность и безопасность эксплуатации кранов, работающих на открытом воздухе и подверженных действию ветровых нагрузок.
Демпфирующий узел устанавливается на верхнюю часть штока привода и соединяется с верхним рычагом тормоза. Регулировка демпфирующего узла состоит из регулировки свободного хода штока толкателя относительно рычага тормоза, а, следовательно, и регулировки времени наложения максимального тормозного момента на шкив и установки длины регулировочной пружины.
Габаритные и присоединительные размеры колодочных тормозов с электрогидротолкателями типа ТКТГ представлены на рис. 6; типа ТКГ на рис. 7 8; типа ТКГ с демпфирующим узлом на рис. 9.
Рис. 6
Рис 7
Рис 8
Рис. 9
КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
В комплект поставки тормоза с электрогидротолкателем входят: тормоз в сборе с электрогидротолкателем; паспорт на тормоз; паспорт
на электрогидротолкатель. В комплект поставки тормоза с электромагнитом входят: тормоз в сборе с электромагнитом; паспорт на
тормоз; паспорт на электромагнит.
ФОРМА ЗАКАЗА
В заказе необходимо указать: наименование и типоисполнение тормоза, номинальное напряжение, обозначение технических условий.
Пример: "Тормоз колодочный ТКТГ-600-У2, 380, ТУ3178-005-11523712 94".